Центры раннего развития детей: аргументы за и против
Сегодня в Алматы работают десятки детских центров раннего развития и обучения. Сотни ребят занимаются в них по современным обучающим программам. А тем временем, у популярных нынче развивающих центров есть немало противников. Так можно ли утверждать, что, воспитывая маленького гения, мы не наносим хрупкой детской психике вреда
Вред раннего чтения, знания цифр и других «маминых радостей» не является надуманной проблемой. Психологи видят опасность методик раннего развития в том, что фанатично настроенные родители стремятся следовать выбранной методике, не учитывая естественные последовательности развития ребенка. А ведь дилетантство в образовательной сфере может приводить к самым плачевным последствиям.
Французский психоаналитик Франсуазы Дольто считает, что дети мыслят и чувствуют иррационально. Попытки раньше времени «разбудить» малыша губительны для его развития. По словам Дольто, «если инициировать ребенка преждевременно – он потеряет свой потенциал».
Российские специалисты определили ряд проблем, с которыми могут столкнуться родители маленького гения.
Получение «тепличного» эффекта. «Тепличные дети» – дети, с которыми занимались ранним обучением в ущерб раннему развитию. В итоге у таких людей даже во взрослом возрасте не смогли в полном объеме сформироваться механизмы развития, зато отлично работают механизмы обучения.
Побочные эффекты перегрузки центральной нервной системы ребенка: плохой сон, симптомы энуреза, частые соматические заболевания, возможны различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы.
Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Про таких детей говорят: «Может учиться, но не хочет». Проявляется несформированность рядом побочных эффектов: недостаточность саморегуляции, программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На практике это выражается в отсутствии интереса к учебе.
За
Сторонники раннего развития детей взывают к тому, чтобы родители для начала разобрались с терминами. Раннее развитие и раннее обучение – два абсолютно разных процесса. Раннее обучение – это стремление родителей впихнуть в малыша как можно больше энциклопедических знаний и умений, совершенно не соответствующих его возрасту.
Раннее развитие по возрасту, напротив, требует индивидуального и обдуманного подхода, понимания процессов созревания мозга ребенка и этапов его развития. Это не декларирование стихов в полтора и не умение читать в два года. Это хорошее физическое здоровье, развитая память, моторика и координация, интерес к познанию окружающего мира, чувство прекрасного, жажда творчества и новых открытий. Это крепкая привязанность и чувство безопасности.
Специалисты раннего развития считают, что учиться вместе с ребенком, а не обучать его, – вот основной посыл центров.
Существует множество авторских программ для детского развития. Например, методика Зайцева, по которой обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает «склады» – части слова. Это улучшает качество речи, расширяет словарный запас. Благодаря этой методике учебный материал на занятиях вливается в жизнь ребенка как нечто естественное и неотрывное от распорядка дня. Занятия проводятся незаметно, в игровой форме. Занимаясь по кубикам во время игры, педагог дает новую информацию для малыша, развлекает его, а ребенок учится уже самостоятельно – ведь он может играть и без помощи, составлять слова выполнять различные задания.
Учитывая все точки зрения специалистов – психологов, неврологов и педагогов, - каждый родитель волен сам принимать решение, каким он хочет видеть своего ребенка: маленьким гением или гармонично развитым малышом.
Товары
- Комментарии
- Вконтакте